Morton Feldman

  • Подписчики: 144 подписчиков
  • ID: 71267416
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club71267416

Описание

Фельдман родился 12 января 1926 года в Нью-Йорке. Родители будущего композитора были еврейскими эмигрантами из Российской Империи. Они владели прачечными и текстильными магазинами, в которых работал (а позже продолжал семейный бизнес до приглашения преподавать в Университет Буффало) молодой Мортон. Своё музыкальное образование Фельдман получил у музыкантов, связанных с Ферруччо Бузони. Учительницей фортепиано Фельдмана была Вера Морина (Маурина)-Пресс, также учившаяся у Бузони, и которая к тому же поддерживала дружеские отношения с А. Н. Скрябиным. Первым учителем композиции был американский композитор Уоллингфорд Риггер, получивший образование в Европе. Риггер вместе с Генри Коуэллом были из окружения Чарлза Айвза, и являлись самыми радикальными американскими «модернистами» своего времени. Следующим учителем Фелдмана стал Стефан Вольпе — ученик знаменитых композиторов и педагогов начала XX века: Шрекера, Юона, Бузони и Веберна. Вольпе был не просто замечательным педагогом (среди его учеников — Чарльз Вуоринен и Дэвид Тюдор), но довольно сильным и интересным композитором, восхищавшим своим творчеством такого титана, как Эллиотт Картер. Учась у Вольпе, Мортон Фелдман пишет музыку близкую «Новой венской школе». Характерны фортепианные «Иллюзии» (1948). В один из вечеров 1950 года Димитрис Митропулос в Карнеги-холл исполнял Симфонию ор. 21 Антона Веберна и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. После исполнения Веберна из зала вышли два взволнованных человека, потрясенные этой музыкой. Это были Джон Кейдж и Мортон Фельдман, ставшие с того вечера друзьями. Днем Мортон работал у своих родителей и дяди, а ближе к ночи ходил на встречи к Кейджу, где собирались художники и поэты. Там Фельдман познакомился и сблизился с художниками — представителями «абстрактного экспрессионизма» — Филиппом Густоном и Джексоном Поллоком. Из поэтов — с Фрэнком О’Хара. В 1976 году Фелдман знакомится с семидесятилетним классиком ирландской литературы — Сэмюэлем Беккетом. Случилось это в Берлинском Театре Шиллера. Оказалось, что они оба не очень любят оперу, в связи с чем решили сочинить свою собственную оперу. Беккет написал либретто, а Фелдман — музыку. Опера «Neither» была написана для сопрано и оркестра. Длительность оперы составляла менее 50 минут, и это притом, что 2-й квартет Фелдмана длился 6 часов, а самые короткие миниатюры — минимум минут пять. Фелдман часто давал своим произведениям названия такого рода: «Фортепиано», «Флейта и оркестр», «Джону Кейджу», «Сэмуэлю Беккету» и т. п. Беккет ценил музыку Фелдмана, и у них была ещё одна совместная работа для радио. Последним оркестровым сочинением Мортона Фелдмана стало «Сэмюэлю Беккету». Также Беккет попросил его написать музыку к его «Cascando», но этому не суждено было быть из-за смерти Фельдмана в 1987 году. Фельдман, несмотря на свой тихий и углубленный в себя стиль музыки, был очень общительным человеком. Он довольно много путешествовал, был большим коллекционером современного искусства. Фельдмана приглашали вести курсы в Дармштадте, где он однажды вдруг всех поразил, сказав: «Люди, которых вы считаете консервативными, могли быть действительно радикальными» — и начал напевать пятую симфонию Сибелиуса. Бизнес его семьи и родственников принес большой доход, и в конце жизни Фелдман стал обладателем довольно большого состояния, которое он часто тратил на бедных композиторов и художников. В 1973 году Фельдмана пригласили преподавать в Университет Буффало, где Фельдман и проработал до самой смерти. Среди его учеников: Джулиус Истмэн — наделенный большим талантом, композитор, пианист и вокалист (участвовал в записях сценических сочинений П. М. Дэвиса), Бунита Маркус и жена Фельдмана — композитор Барбара Монк.