Описание
Про Spore Уилла Райта, несмотря на всю ее неоспоримую для индустрии важность, мы писали всего два раза. Небольшой первый взгляд размером с одну страницу в 2005-м (см. «Игроманию» №5’2005) и подробная стенограмма E3-презентации в 2006-м (см. «Игроманию» №7’2006). С тех пор ничего связного по поводу главной игры Уилла Райта не сообщалось: сначала Electronic Arts объявила, что релиз переносится на 2008 год, а затем и вовсе не привезла Spore на E3’07.
А вот в Лейпциге неожиданно случилась наша вторая обстоятельная встреча, в ходе которой вся эта мешанина из редактора существ, каких-то совокупляющихся беспозвоночных, щупалец, глаз и закорючек наконец-то сложилась в относительно стройную картину. По крайней мере, на все объявленные год назад вопросы (больше частью «зачем?» и «как?») сегодня имеются внятные ответы.
Во-первых, в EA окончательно прояснили назначение так называемых этапов или уровней. Spore, напомним, разбита на пять логических частей, каждая из которых иллюстрирует развитие разумной жизни. Сначала клеточный уровень (Cell Phase), затем этап организма (Сreature Phase), потом племенной период (Tribe Phase), фаза цивилизации (City Phase) и, наконец, эра покорения космоса (Space Phase). Геймдизайнерский (а заодно и философский) посыл Spore в том, чтобы дать игроку возможность проследить, какой путь проходит примитивное белковое соединение по направлению к межгалактической державе. Ну и главная прелесть тут, конечно, в том, что на каждом из указанных этапов мы принимаем решение, как и в какую сторону будет развиваться ваша персональная цивилизация.
Звучит это на самом деле гораздо сложнее и масштабней, чем есть на самом деле. Пятиактовая структура Spore логически разбивает игру на насколько масштабных уровней, и полную свободу вы обретете только в пятой, космической фазе. Spore, несмотря на заявленный масштаб, — так называемая objective-driven игра. То есть на каждом из этапов вы будете не медитативно слоняться по необъятным пространствам, а решать четко поставленные игрой задачи.
Местами Spore отчаянно напоминает «The Sims про эволюцию». Это комплимент, если что.
Скажем, Cell Phase — это такой небольшой туториал, обучающий режим, растянутый на час-полтора. В ходе него вы, плавая в воде, управляете примитивным клеточным соединением, занимаясь тем, чем занимаются все подобные существа, — пожирая всех прочих. Цель тут собственно одна — за каждую откусанную у врага клетку вам начисляются DNA Points, которые можно потратить на эволюционирование вашего организма. Формальная свобода здесь, конечно, имеется — что конкретно прикрутить к подшефному сгустку протоплазмы, решать вам, способов добычи ДНК тоже, в общем-то, предостаточно. Но в действительности задача только одна — развиться в позвоночное существо и выбраться на сушу.
С этого момента наступает вторая стадия, Creature Phase. Ее цель — эволюционировать до состояния примитивной общины, то есть племени. И вот тут все уже гораздо интересней — c каждым новым этапом Spore увеличивает простор для маневра. Будучи примитивным существом, компанию у окрестного болота не соберешь, поэтому ваша цель — развиться настолько, чтобы научиться вступать в разумный контакт с другими особями и научиться их организовывать. На деле это оказывается не так просто, потому что для эволюции нужны те самые ДНК-очки, а их можно заработать двумя способами — либо поедая других существ, либо вступая с ними в, гм, романтические отношения. И где-то в этот момент Spore очень изящно вводит в систему дилемму по поводу того, что первично — курица или яйцо. То есть для того, чтобы дружить/есть, надо эволюционировать, а чтобы эволюционировать, надо зарабатывать DNA Points, а чтобы их зарабатывать, надо дружить/есть.
В «городской» фазе заработанные ресурсы тратятся на апгрейд и изменение ваших зданий.
ДНК постоянно не хватает, а выбор всегда стоит довольно остро: прикрутить себе рога покраше и научиться наконец свистеть так, чтобы на звук слетались все окрестные самки, или увеличить себе мозг, чтобы заиметь возможность разумного контакта с други